Театр у моста - 2011

2011


09.02.2011 ПОЛВЕКА за ТРИ ЧАСА

Полвека за три часа,или Праздничный вечер в Пермском театре «У моста» по случаю 50-летия его организатора и художественного руководителя Сергея Федотова.

Как празднуют юбилей, когда на душе и легко, и свободно, а к тому же юбиляр — человек симпатичный, художник своеобразный и мастер умелый; и все это в одном флаконе. Свидетельства очевидца и показания почти соучастника. Знаете, почему в конце первой декады января наступившего года вдруг опять заездили туда-сюда по всей Центральной России поезда и залетали самолеты (даже в столичных аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово», которые вечно работают несистемно, несмотря на постоянное улучшение уровня обслуживания)? А потому что многочисленным друзьям и партнерам пермского театра «У моста» непременно нужно было оказаться в этом театре — и именно ввечеру, в 18 часов 11 января сего года.

Представьте себе, они все в том месте и в тот час оказались! Московские артисты и критики, коллеги из Екатеринбурга, журналисты из Израиля и Чехии, директор могилевского Международного фестиваля «М’арт-Контакт» Андрей Новиков из Беларуси и Виктор Шрайман, член жюри Национальной театральной премии России и вице-президент Международного фестиваля кукольных театров «Кук-Арт», и польский театр «Николи»...

А вместе с ними — и еще гости, гости, гости... Цветы, цветы, цветы...Как говорится, яблоку негде было упасть. Буквально! Еще бы! Славный юбилей праздновался в этот день.

Но о том — далее. А сейчас, для тех, кто не бывал тут, опишу небольшой, «камерный», как-то по-усадебому и даже по-домашнему уютный, — и уже давно знаменитый в сценическом мире России и других европейских стран театр «У моста».

Сцена — видом и размером действительно как в давних усадебных театрах. На потолке в зале и в фойе — старинные плафонные росписи. Пространство фойе организовано «сценически». Это не только своеобразный «музей дипломов, наград и призов» театра. Это еще — самым краешком — и вход в пространство театральной игры: тут стоят фрагменты декораций некоторых постановок. Самый впечатляющий — гротескный «пиратский парусник» из шекспировской «Двенадцатой ночи». Но важнейшая его часть не бутафорская — это настоящий старинный штурвал. Есть в театре еще одно, верхнее — артистическое фойе. Вот там уж вовсе не поймешь: ты еще в реальном мире современной жизни — или в пространстве театральной фантазии? С толком, с пониманием разыграна мелодия таинственного света, любовно и вдумчиво сплетен мир вещей — вот так любовно, мастерски, до мелочей все продумывая, «заряжают» реквизитом сцену и засценическое пространство к очередному спектаклю. Этого обычно не видит и не знает зритель, но это — тоже часть творческой работы и игры театра... Мир артистического фойе сочинен и устроен как единый образ многих фантазийных миров в общем малом пространстве. Вот так же каким-то образом уместился в своем старинном доме этот театр. Будто в фантастическом многомерном волшебном просторе, где внутри одного помещения встроены другие — много больше его размером! В небольшом здании (тут и отдельного-то служебного хода нет!) уместились буфетная и административные помещения, цеха и разные службы, и многое иное, необходимое в сценическом обиходе...

Вот в это небольшое, но по-театральному безразмерное, пространство шли и шли все новые радостные гости. И как-то ведь размещались! Ну да, фотографы и телеоператоры не знали, как умоститься хотя бы на одной собственной ноге и куда бы воткнуть треноги своих штативов. Но никаких раздражительных эмоций. Подарки, улыбки, приветствия... Многие, кто давно уже не встречался или только понаслышке знал друг о друге — в этот день и час смогли увидеться, пожать друг другу руки и облобызаться. Словом, говоря по-театральному: переаншлаг!

Это всегда так приятно, так веселит и бодрит душу театрального люда: когда аншлаг!

...Театр полон, ложи блещут, в партере «чистая публика» дерется из-за мест и благосклонности примы. Демократическая галерка переругивается с благородным партером и швыряет туда огрызки яблок и шары из скомканной бумаги. Но главные боеприпасы: тухлые яйца, гнилые помидоры, дохлых домашних животных и огромные букеты цветов галерка и партер припасают для воодушевляющих моментов провала или вознесения сценических кумиров — смотря по настроению публики и политическому моменту. А пока занавес закрыт, в ложах ходят в гости друг к другу, обмениваясь светскими новостями и устраивая протекции, а то и вызывая кого-нибудь между делом, от скуки, на дуэль...

Ну, так бывало в незапамятные доэлектрические времена, когда от театра не отвлекали интернет-виртуалка, глянцевые журналы, ночные клубы и дорожные пробки. Гламуру тогда нечем было заняться; он вообще еще не знал, что он гламур, и был разделен на «свет» и «полусвет», и все это стекалось в театры — обмениваться из партера колкостями с галеркой. И тот, давешний, давно канувший в Лету, гламур в театре кое-чему учился, кое в чем образовывался и становился разумной и мыслящей частью общества.

Сейчас — не так. Но есть еще места, где разумное, доброе и вечное вызревает вопреки сорным высевам заблудившей и загламурзанной цивилизации...

Это я — с толстым намеком на то, что на древней земле, которую некоторые отождествляют с еще более древней цивилизацией Биармии, а другие некоторые вообще называют это место «российской Шамбалой»... так вот тут, независимо от изысков тех и других некоторых, пермский театр «У моста» — это как раз то место, где на корню увядают всяческие душевные сорняки, даже и не заводятся вовсе. Здесь дарят трудное счастье приобщения к возвышенной чистоте. Так говорят об этом театре сами зрители. И потому они, духовной жаждою томимы, сквозь все преграды рвутся на его спектакли.

А в тот день, о котором речь — 11 января — множество народу напористо стремилось сюда, в этот небольшой уютный зал, потому что был праздничный повод выразить свою благодарность.

Это был воистину массовый «театральный съезд» друзей и почитателей театра и его художественного руководителя Сергея Федотова: как писали в старину, почтенная публика, уважаемые представители общества и ответственные представители властей предержащих пришли поздравить Сергея Павловича с юбилеем — с пятидесятилетием!

В зале и на сцене царила удивительная атмосфера дружеского единодушия, любви, взаимопонимания и сердечного тепла. Люди на сцене и люди в зале, представители власти и обычные зрители, «простая» публика и восторженные критики и журналисты (люди театра с особенным пристрастием оценят именно добрый настрой критиков и журналистов) — все они отмечали 50-летие Сергея Федотова как общий, почти личный праздник.

Представители краевых властей — зампредседателя Заксобрания Пермского края Игорь Папков, министр культуры края Николай Новичков, и руководители Перми — и.о. главы города Игорь Сапко, замглавы горадминистрации Надежда Кочурова, председатель комитета по культуре города Любовь Федорова — начинали свои поздравления с рассказа о том, как пришли в качестве зрителей много лет назад в театр «У моста» — и стали его поклонниками и друзьями (а кое-кто из ответственных лиц, не чинясь, но с полным удовольствием сидел в течение всего вечера прямо на приступочке у сцены).

О том же — как из зрителей и партнеров превратились в верных друзей и помощников Сергея Федотова и его театра — говорили, поздравляя юбиляра со сцены и в кулуарах, многочисленные зарубежные и российские коллеги и представители прессы, гости из Москвы, Екатеринбурга и других городов России.

Но начат был вечере видео-программой «Ретроспектива». В три часа видеорассказа, понизанного теплой самоиронией, уместились 50 лет жизни Сергея Федотова. На экране сменялись редкие, раритетные кадры из телепрограммы 1990 года — «От Брейгеля по спирали», которая давно ушла в теленебытие и в которой запечатлено самое начало, истоки театра «У моста». Давние интервью Федотова, его артистов и зрителей его театра. Съемки репетиций. Сцены самых первые показов «Панночки» и «Зверя»... Мы оказались как бы в ином — «пятом» или каком-то еще по счету — измерении, на волшебном мосту между эпохами: тут собрались «разные Сергеи Федотовы» из разных периодов своей общей жизни.

Видеомонтаж фотографий из семейного альбома, кадры видео и киносъемок из архивов театра, интервью с коллегами из других стран стали своеобразным «путешествием во времени. Эта «экскурсия по эпохам» рассказала не только о творческом пути юбиляра и его театра, но и напомнила собравшимся о тесной связи между собой всех событий социо-культурной и духовно-художественной жизни Перми за последние четверть века. Эта ретроспекция показала не только, как развивался талант Федотова и креп и мужал созданный им сценический коллектив, но и то, как много значили для развития культуры и искусства, для духовной жизни Пермской земли творческие достижения театра «У моста» и его руководителя.

Пермь — действительно особое театральное место. На юбилейный вечер пришли многие из тех, кто помнит, как «все начиналось» двадцать пять — тридцать лет назад. О том времени напомнило выступление артистов прославленного «Балета Панфилова», создавшего здесь один из первых, новых танцевальных коллективов неклассического направления. О том времени «общего начала вспоминал организатор студийного театра «Арлекин» Игорь Насонович Тарнавский, сейчас художественный руководитель театра кукол — он не раз поддерживал молодого режиссера Федотова и его театр. Тогда же возникли и укрепились «театральная артель «Посолонь» и независимая студия Бориса Мильграма. А еще — один из немногих в СССР и России оперных кукольных театров. Здесь проходили замечательные пермские «Театральная» и «Музыкальная весна» — смотры детских и подростковых студий. А еще — пермский театральный «Студийный фриндж»; его организаторы вели переговоры о сотрудничестве с крупнейшими международными «фриндж-фестивалями». Именно в Перми возникали первые в стране региональные ассоциации театров-студий...

Так получилось, что мне довелось быть «в контакте» с театром «У моста» и другими новыми пермскими театрами почти с самого начала их творчества. Почти сразу многие из них — и, прежде всего, театр Сергея Федотова — стали с успехом выступать на фестивалях в России, Украине, Беларуси, Балтии и в других краях «ближнего и дальнего» зарубежья.

О «фестивальной страде» напомнило выступление пластического польского театра «Николи», специально приехавшего на юбилей руководителя театра «У моста» — своего «коллективного друга».

А в кадрах телеинтервью в видео-"Ретроспективе" и в выступлениях со сцены артисты из Чехии и Польши и актеры театра «У моста» рассказали о том, почему так уважают Федотова партнеры и коллеги и почему так любят с ним работать.

Дело не только в обаянии Федотова и победительности истинного таланта. Его режиссерский метод включает в себя умение показать актеру масштаб предстоящей творческой задачи, а затем поддержать в поиске самобытных путей ее решения. Создавая свой авторский театр, Федотов мастерски сочетает яркие, гротесковые краски и приемы с филигранной психологической нюансировкой. Он гораздо раньше многих российских режиссеров обратился к опыту и методу Михаила Чехова. Но создал свой, самобытный стиль режиссуры и подготовки актеров. Он создает совершенно особую атмосферу репетиций, насыщенную мощной энергетикой, которая захватывает и несет в своем потоке актеров — и не оставляет их и «подпитывает» еще долго после завершения репетиции.

Со сцены эта энергия полета передается публике. В давних и нынешних кино и видеоинтервью в «Ретроспективе» это подтвердили сами зрители. Они взволнованно говорили о том, что актеры этого театра не только увлеченно проживают судьбы своих персонажей— они словно не от мира сего, они будто гипнотизируют публику и ведут за собой. После спектаклей театра «У моста» зрители ощущают себя освобожденными от будничной суеты и приобщенными к миру возвышенных чувств, образов и мыслей...

На плафоне на потолке зрительного зала — ангелы, подающие страждущим утешение. Название театра — «У моста» и многие подобные ему: «На берегу», «На набережной», «На валу», «У паровоза» — очень «говорящие»: театр на границе между миром вещественным и духовным, на грани между прошлым, будущим и настоящим, между новым и старым в душе отдельного человека и всего общества, между познанным и непознаваемым. И все это театр несет в себе, соединяет собой и прокладывает путь в просторах духа от приземленных материй к «горним высям».

И только ответной любовью публики держится театр.

Именно такой, требовательной ответной любовью своих друзей и зрителей крепок театр «У моста».

У него даже есть свой водяной. Кроме шуток. Так почтительно величают здесь Дмитрия Спиряева, фирма которого, именуемая в учредительных бумагах: «Водяной», заботится, чтобы тут, «У моста», не было никаких протечек и иных водно-трубных несуразиц.

Каждый раз, когда судьба криво косится в сторону Сергей Федотова и его театра, на их защиту встают коллективно и индивидуально.

Например, когда решалось, жить или не жить театру в его старинном доме... все равно, что «быть или не быть»!.. журналист Вадим Панджариди написал десять статей в газету «Пермский обозреватель». Это издание по многим житейским проблемам занимало принципиальную позицию. Читающий народ твердо знал: эта газета за «настоящую правду», и она была популярна даже зарубежом...

Друзья умеют порадовать этот театр и его худрука неожиданными и небанальными подарками. Такой уникальный подарок принес на юбилей крупный пермский предприниматель Александр Полев. Это была икона — часть иконостаса, спасенного, когда много лет назад Камское водохранилище погребло в пучине один из старинных храмов.

На юбилейном вечере и потом, «в кулуарах» и в кабинете Сергея Федотова было много таких замечательных, истинно театральных моментов. Все не перечислишь, все удивительные и необычные подарки не опишешь, все горячие поздравления (включая телеграммы от многих известнейших театров и от народного артиста СССР Александра Калягина, председателя Союза театральных деятелей России) не перескажешь. Но вот что надо упомянуть непременно.

В зале среди гостей, вместе с одноклассниками Федотова, была и его первая учительница — Н. В. Кузнец-Коваленко.А в финале вечера произошел трогательный эпизод: юбиляр вывел на сцену своего отца — Павла Сергеевича Федотова. И артисты театра проникновенно спели ему величальную песню, а публика и гости одарили его букетами и благодарными аплодисментами...

...Перечень почти сотни фестивалей, в которых участвовали спектакли Федотова и список названий почти ста пятидесяти его постановок в России и зарубежом (такая «сводная житейская афиша») не уместить даже в несколько страниц. Не менее обширен список наград, которых удостоены театр «У моста» и его художественный руководитель. Но о некоторых следует сказать особо.

Пять лет назад Сергей Федотов стал лауреатом Национальной театральной премии Чехии — российский режиссер стал первым иностранцем, которому была вручена эта награда. А в сезоне 2010-2011 гг. Федотову была вручена российская Национальная театральная премия — «Золотая маска». А еще одна гостья — Ольга Кондрашина, учредитель и главный редактор журнала «Чехия сегодня», вручила юбиляру от имени «Чешского общества русистов» медаль им. Юзефа Юнгмана — до Федотова ею были награждены только двое россиян: академик Костомаров и актер Алексей Петренко.

И вообще: знай наших! Почти тридцатилетняя бурная и многогранная творческая деятельность юбиляра нашла еще и официальное государственное признание: к его званию заслуженного артиста России прибавилось новое: Указом президента Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. художественному руководителю пермского театра «У моста» С. П. Федотову присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ.

Собственно, дело не в званиях как таковых. Важно символизируемое ими признание.

Теперь-то творчество многих режиссеров, продюсеров, акетров, сценографов, хореографов, композиторов, педагогов начинавших 30, и 25, и 20 лет назад в движении студийных и независимых театров, признано даже на «академических сценах»; они даже преподают в театральных учебных заведениях.

Но путь их был очень непрост. И награды и почетные знания Сергею Федотову — повод для законной «собственной гордости» пермяков...

Вот еще о чем надо сказать. Организатор и руководитель польского театра «Николи» — Николай Вепрев — много лет назад перебрался в Польшу из Екатеринбурга. Ольга Кондрашина переехала в Чехию из Перми. Виктор Шрайман регулярно навещает Израиль.

Словом, везде наши люди. И это говорит о том, как тесны творческие и человеческие связи между разными народами и странами, как переплетаются судьбы поверх границ и политического разнобоя — и сильнее всего именно театр сохраняет прочность единого культурного поля, единого духовного пространства.

И потому надо отметить еще один эпизод юбилейного вечера. Директор московского продюсерского центра «Новое искусство» (гастрольный партнер театра) Кирилл Потапов назвал театр Сергея Федотова уникальнейшим явлением и объявил, что уже осенью этого года открывает в столице «Московскую сцену театра „У моста“».

Так что можно скаламбурить: столичная сцена не только станет своеобразным мостом в будущее театра «У моста», но и задает уровень новых творческих планов его руководителя, режиссера Сергея Федотова, приумножившего к своему 50-летию опыт и мастерство и сохранившего энергию, юмор и задор молодости.

 

Валерий Бегунов, театральный критик (Москва)