Театр у моста - 2011

2011


12.05.2011 Однорукому не достучаться

Пермский театр«У моста» показал в Москве премьеру по новой пьесе Макдонаха. Русские актеры с пониманием сыграли черную комедию ирландского автора про американские комплексы

Театр«У моста» подтверждает звание первооткрывателя Макдонаха. На сей раз он показывает первую«не ирландскую» пьесу изобретательного ирландца. Действие«Однорукого из Спокэна» происходит в Америке, и комплексы его героя чисто американские(не считая общечеловеческих) — толерантность, политкорректность — так и трещат по швам от прущих изнутри расизма и гомофобии. Американцы явно признали Макдонаха за своего — в 2010 году«Однорукий из Спокэна» стал бродвейским хитом.

Жанр спектакля обозначен как«психологический коМикс», но на самом деле"Однорукий из Спокэна« — настоящий коктейль, почти что жанровая антология. Слой детектива: однорукий маньяк выстрелом из пистолета кладет конец возне в шкафу, а после нагло врет пронырливому портье, услышавшему выстрел. Слой комедии положений: какие глупости может совершить прикованный к батарее человек. Слой абсурда: на волоске от смерти истинный американец будет требовать политкорректного обращения от убийцы. Слой черного юмора: потерявший руку десятилетиями упивается видением: бандиты машут ему отрезанной конечностью. Плюс психология: пойди разберись, почему человек так упорно цепляется за свое прошлое, комплексы и травмы, вместо того чтобы жить дальше. И конечно, сантименты: сколько непоправимого может совершить человек, пытаясь достучаться до другого.

Лихо смешивая эти ингредиенты, Макдонах искусно завязывает сюжетные нити, точно доказывая: играя жертву, ищи, где он палач. А переводчику остается лишь угнаться за словесными играми и кульбитами лихого ирландца(отрезанная рука сделала хозяину ручкой и так далее).

Игра актеров(а их тут всего четверо) тоже микс. Марина Бобошина(блондинка Мэрилин) и Виктор Шестаков(чернокожий, простите, афроамериканец Тоби) играют в духе молодежной комедии — напористо и слегка монотонно. Иван Маленьких в роли однорукого Кармайкла с удовольствием доказывает, что какой бы инфернальный гротеск ни пришлось играть русскому актеру, а золотые крупицы психологического театра всегда будут для него сиять ярче. Самая интересная работа получилась у невероятно пластичного Сергея Мельникова(портье Мартин).

При этом оформлен«Однорукий из Спокэна» в духе старого доброго натурализма: допотопная радиола, потертая тахта, старомодный абажур, морозный ветерок влетает в открытую фрамугу, и даже разлитая из канистры жидкость пахнет бензином. Мир настойчиво прикидывается нормальным, удобным, домашним. Но все меньше может скрыть зародыши угрозы и изъяна, которые уже пустились в рост. И точно — из раскрытого чемодана вдруг вываливается жуткая коллекция отрубленных рук(к ее сбору театр подключил своих поклонников, и те, судя по результату, пообчистили местные магазины приколов).

Герои Макдонаха ведут себя, как обычно ведут себя люди, оказавшись лицом к лицу с чем-то ужасным: пытаются привыкнуть к случившемуся, найти в нем зародыш здравого смысла. И понимают, как безгранично одиночество человека, готового жизнь отдать(а уж руку на отсечение и подавно) за то, чтобы быть понятым. Поэтому и встречаются в финале«два одиночества», тихо умиляясь тому, что в «чужой душе — потемках» для каждого из них забрезжил какой-то свет.

 

Ольга Фукс

«Ведомости» 12.05.2011