Театр у моста - 2017

2017


15.02.2017 Театральный обзор А.Стабровского

«Все идет как надо. Просто я работаю волшебником».

Сергей Федотов.

Пермская загадка

Есть в Перми место, которое заставляет даже скептиков чувствовать невольный трепет перед чем-то  великим, объединяющим людей, заставляющим переживать сильные, глубокие чувства, которые бледнеют порой в суете городской жизни. Имя этому загадочному месту – театр «У Моста».

И есть в Перми человек, которого с почтением именуют Мастером. Звание это дано ему неспроста: он, подобно Мастеру из романа Булгакова, настоящий гений своего дела, творец  неповторимого и совершенно необыкновенного. Сергей Павлович Федотов – создатель, художественный руководитель и главный режиссер театра «У Моста», Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Дважды Лауреат краевой премии в сфере культуры, Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат Строгановской премии. 

Бесспорное признание в театральной среде, множество наград и, самое главное, неугасаемая любовь к театру «У Моста» не только пермяков, но и зрителей со всего света («У Моста» гастролировал в Индии, Египте, Европе и России) служат доказательством того, что чудеса случаются. И случаются они благодаря конкретным людям, их безграничной энергии и желанию творить.

Мы приводим отрывки из совсем недавнего интервью Анны Торопициной с Серегеем Федотовым, которое она подготовила в рамках фестиваля студенческих СМИ «Бамбалейла».

– Известно, что связать свою жизнь со сценой Вы решили в очень раннем возрасте, а именно в четыре года, после спектакля в детском саду. По мере взросления мыслей о профессии, не связанной с театром, не возникало совсем?

Нет. После своей первой роли, которую я сыграл еще в детском саду, я пришел домой и заявил: «Мама, я буду артистом!».

– Не редки случаи, когда родители говорят своему чаду, решившему стать актером: «Получи вначале нормальную профессию!». А что услышали от родителей Вы, когда стало понятно, что любовь к театру – это всерьез?

Мои родители никакого отношения к театру не имели, отец, инженер-строитель, считал, что я должен пойти по его стопам.

Что было для Вас самым сложным в создании театра?

Говоря о театре в целом, сложнее было  даже не отстроить свое  здание (хотя это тоже очень трудно), а выстроить особый театральный мир. Свою театральную систему.  Все, что мы делаем, это русский психологический театр, театр актера, театр человеческой души. Это русский репертуарный театр.

– Расскажите немного о том, как Вы набирали свою первую труппу для театра «У Моста»: по каким критериям проходил отбор, чем привлекли Вас первые актеры театра?

Начало первому мистическому театру в России положила театр-студия «У Моста». После объявления о наборе в  театр «У Моста» у здания ДК Телефонного завода (тогда у нас еще не было своего помещения) появились несколько  маргиналов, которые не собирались создавать театр, а просто хотели пошуметь, «потусить». Первый же спектакль «Мандат» по запрещенной пьесе Н. Эрдмана стал настоящим взрывом для Перми. Народная молва мгновенно разнесла слухи о рождении нового оригинального театра. 

– Мистика окружает Вас и Ваш театр с самого начала его существования. Как Вы считаете, почему мистические силы облюбовали театр «У Моста»?

Мистика с нами повсюду. Просто я мистический человек и притягиваю к себе разные чудеса. Верю и вижу, что рядом с нами существует  параллельный мир. И заразил своей верой и окружающих меня людей.

– За 28 лет существования театр «У Моста» получил зрительскую любовь многих стран мира и огромное количество серьезных наград. Скажите, какие из них являются для Вас самыми ценными?

В 2010 году театр со спектаклем «Калека с Инишмана» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». А спектакли «Сиротливый Запад» и «Безрукий из Спокэна» были номинированы на эту премию и показаны в Москве как лучшие спектакли России. Также хочется отметить не менее важный для России Международный  театральный фестиваль  «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ», где за постановку «На дне» мы получили Главную награду этого фечтиваля. 

Сейчас театр «У Моста» неразрывно связан с именем Мартина МакДонаха. Ваш театр единственный в мире имеет в репертуаре все пьесы драматурга! Вы провели два Международных Фестиваля спектаклей Мартина МакДонаха.

Впервые я открыл для себя МакДонаха в Чехии. Совершенно случайно у меня появилась возможность увидеть спектакль «Сиротливый Запад». Это стало для меня открытием! Открытием новой правды, которую я уже подозревал, предчувствовал, искал и не находил.Все то, что он писал, я где-то уже видел, где-то далеко, в другой жизни.Когда я поставил «Сиротливый Запад», я как будто напился живой воды. Будто открыл для себя какие-то новые знания, очень важные для людей.

Вами одинаково любимы все пьесы МакДонаха или какие-то Вы все-таки выделяете для себя?

Для меня весь МакДонах интересен. Очень важно показать, что МакДонах – гуманист. Все его пьесы – во имя доброты, во имя людей! Очень многие в нем видят только черную комедию. Я должен доказать, что это не так.  МакДонах – великий гуманист! И МакДонах – гений!  Мы – первооткрыватели МакДонаха в России, мы – единственный театр в мире, на сцене которого поставлены все восемь пьес ирландского драматурга, мы проводим международный Фестиваль Мартина МакДонаха, куда приглашаем различные театры, которым также интересен мир МакДонаха, и таких немало.

Сейчас команда театра «У Моста» и их бессменный руководитель не останавливаются на достигнутом: продолжают удивлять зрителей новыми премьерами и радовать качественным исполнением уже полюбившихся всем «брендовых» спектаклей.

 

В преддверие Международного театрального фестиваля Мартина МакДонаха в Москве прошли гастроли Пермского театра «У Моста». Сцену ГИТИСа команда театра «У Моста» знает назубок. Это уже пятые гастроли здесь, тем более что сцена и зал на 200 мест очень напоминают свои, домашние.

 «Мы имели счастье получить разрешение от МакДонаха, для первой постановки в России. Пьеса «Палачи» с одной стороны документальная, с другой – фантастическая. И через живой, достоверный быт, через такие супер-натуралистические детали МакДонах разворачивает историю, и она разворачивается в космос. Поэтому это очень сложно»,– признался Сергей Федотов.

Театр «У Моста» открыл новый театральный сезон двумя премьерами по Мартина МакДонаха. Это своеобразное приглашение к международному фестивалю. Впрочем, следует добавить, что в репертуаре театра теперь поставлены все пьесы ирландского драматурга, которого именно театр «У Моста» открыл для России.

«Палачи» и «Лейтенант с Инишмора» две совершенно разные пьесы, но рассказывают историю об одном: историю маленького человека; его желаний, страхов и надежд.

Фестиваль в Перми прошел блестяще, как и гастроли в Москве и Санкт-Петербурге.

А конец года в театре выдался просто фантастическим – две премьеры. Первая – «Макбет» В.Шекспира, суперсложная в философском и одноклеточном понимании трагедия страсти, власти и  молодости. Вторая  – «Ханума» А.Цагарели, бурлеск водевильных грузинских страстей, музыка, песни и танцы…

Достаточно сказать, что за прошедший год в театре было представлено шесть премьер, одна сложней другой. И вот в этом весь Мастер – работать, так работать на пределе.

А в январе 2017 года его первый набор студентов показывает спектакль «Две стрелы» по пьесе Володина. Тоже уникальный момент, так как ни в одном театральном вузе подобного нет…

Там лишь учатся ходить по сцене, а в театре «У Моста» студенты с  головой окунаются в творческий процесс, проводя практически все свое время в атмосфере Федотова.

Вот такая творческая напряженная жизнь нашего героя, жизнь в постоянном движении – поездки, премьеры, спектакли, работа с учениками – кроме того участие в творческих семинарах, лабораториях – таков удел художественного руководителя и театра в целом.

 

Александр Стабровский

Журнал «Пермское землячество»